Новый законопроект дитя компромисса между социальными гарантиями и принципами эффективности и конкурентоспособности для всех учебных заведений. Важнейшая задача повышение эффективности системы образования решается с учетом недопустимости снижения защищенности детей и педагогов. Это крайне сложная задача.
В порядке краткого перечисления новшества закона выглядят следующим образом.
Частные предприниматели в образовании, наконец, получили равные права с государственными организаторами образования.
Легализовано дистанционное и электронное обучение. Проект закона также предлагает разрешить реализовывать образовательные программы с помощью интернета, но самое интересное - детали - оставляет за скобками, все будет уточнено, по-видимому, ведомственными инструкциями, которые легко менять в отличие от закона.
Уходит в «Лету» понятие "образовательное учреждение". Теперь все будут "образовательными организациями". ДОО - дошкольная образовательная организация, ОО - общеобразовательная организация, ПОО - профессиональная образовательная организация, ООВО - образовательная организация высшего образования. Образовательные организации, по законопроекту, приблизились к обычным НКО, то есть самостоятельны в формировании своей структуры, могут иметь с учетом уровня и характера программ различные подразделения. Штатное расписание и бюджет также может быть индивидуальным для каждой конкретной организации. На практике это будет означать, что образовательная организация должна будет договариваться с учредителем (государственным или частным) об уровне свободы. Это может быть свой индивидуальный подход с максимальным уровнем свобода, а может быть все по старому - по типовым вариантам.
Слово "школа" вообще отсутствует в тексте закона: школ больше вроде как и нет, осталось только «Обучение в школах при загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации», «дошкольное образование» и «школьники». Думаю, что в процессе рассмотрения в ГД произойдет «зачистка терминологии».
Детские сады станут начальным уровнем системы образования, для детсадов будут разработаны свои образовательные стандарты — тем самым будет централизована программа подготовки дошколят с сохранением вариативности. Сегодня в детских садах используют больше 120 программ обучения и развития, они не проходят экспертизу. К некоторым их них имеются серьезные претензии в части профессионализма.
Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования предполагает, что за все излишки образования, сверх госстандарта, можно выставить дополнительную плату. Появилась статья, регламентирующая платные услуги в школах, простите в общеобразовательных организациях. Хотя уверена, что слово «школа» из языка наших граждан уйдет еще не скоро. Предполагается, что школы будут финансироваться не только бюджетами, но и «за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг». Школы получат право «оказывать платные образовательные и иные предусмотренные уставом услуги» и привлекать средства «за счет добровольных пожертвований и целевых взносов».
Педагогам позволяется заниматься репетиторством, но не с учениками своей школы для избегания «конфликта интересов».
Уйдет название «начальное профессиональное образование (ПТУ, профлицеи). Они должны стать первым уровнем среднего профобразования — техникумов и колледжей. Для поступления в учреждения СПО вместо конкурсного отбора вводится заявительный принцип.
Высшее образование будет делиться на три уровня: бакалавриат, специалитет и магистратура, и третий аспирантура.
Образование в законопроекте — услуга или благо? В общих положениях говорится о благе, в отдельных статьях — об оказании государственных услуг в сфере образования. Что, на Ваш взгляд, является более правильным определением?
Действительно в законопроекте «образование» - общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Но здесь нет противоречия. Если говорить упрощенно, то блага – это все, что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд. С точки зрения экономической теории, смысл демократического устройства государства заключается именно в обеспечении учета разнообразных индивидуальных нужд и предпочтений при формировании программы производства общественных благ. Согласование индивидуальных предпочтений происходит посредством общественного выбора при помощи государственных институтов, которые оказывают государственные услуги, например, в сфере образования.
То есть образование - это общественно значимое благо, которое предоставляется людям для удовлетворения их нужд, посредством государственных услуг в сфере образования.
О социальных гарантиях педагогическим работникам Сохранены, но не улучшены льготы для педагогов - право на сокращенную продолжительность рабочего времени; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений; повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения для сельских учителей отнесена к компетенции региональных органов власти. Если регион имеет необходимые средства, то такая компенсация может быть предусмотрена. Такой порядок уже несколько лет назад был введен в старый Закон РФ «Об образовании». Так что здесь нет изменений.