Расширение общественного участия в управлении образованием как один из приоритетов муниципальной политики в сфере образования |
«Расширение общественного участия в управлении образованием как один из приоритетов муниципальной политики в сфере образования» В условиях становления в России демократического общества самая важная задача российского образования на ближайшее будущее стать системой, по настоящему открытой для общества,- системой, требования к которой определяются и контролируются обществом.В связи с этим, одной из стратегических линий развития системы образования Тутаевского МР является создание открытых образовательных учреждений, способных целенаправленно взаимодействовать с властными, общественными и производственными структурами. Становление Управляющих советов стало первым и основополагающим шагом в этом направлении.Одна из целей конференции - подвести итоги той деятельности, которую участники движения по созданию школьных управляющих советов осуществили за два с половиной года в рамках и за рамками федерального эксперимента. Черту, под которой, как правило, начинается подсчет и описание результатов, обсуждение проблем и определение путей дальнейшего продвижения.Это не значит, что мы ставим точку. Деятельность по созданию коллегиальных представительных органов образовательных учреждений переходит в новое качество: от эксперимента, пробы - к спокойной, взвешенной, планомерной работе.В рамках эксперимента при поддержке федеральной рабочей группы под руководством Анатолия Аркадьевича Пинского, идейного вдохновителя многих начинаний в образовании, первые Управляющие советы были создание в двух школах города. И это положило начало нового направления деятельности.На сегодняшний день управляющие советы созданы и успешно развиваются в 7-и образовательных учреждениях района (в 5- школах, Центре образования и учреждении дополнительного образования ДЭБЦ «Дом природы»). В тех учреждениях, где директора и педагогические коллективы идут по непростой дороге признания ценности каждого ребенка, его успешного обучения и сохранения - там и УС быстро встали на ноги и обрели управленческую и политическую мощность.Разработана необходимая и достаточная нормативно - правовая база.Трем образовательным учреждениям присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по отдельным направлениям становления государственно - общественного управления образованием в районе.Определены направления развития Управляющих советов: от участия Управляющего совета в разработке программы развития учреждения до взаимодействия Управляющего совета в органами местного самоуправления и его роли в образовательном пространстве на селе. Основными направлениями, по которым мы работали в ходе реализации проекта, стали следующие:1)повышение компетентности общественных управляющих в вопросах управления образовательными учреждениями.Что осуществлялось через организацию информационно-методического сопровождения деятельности Управляющих советов на школьном и муниципальном уровне и реализацию образовательной программы.2)Следующим направлением в работе стало повышение эффективности взаимодействия Управляющих советов с местной властью.Интересной находкой в решении данного вопроса стали отчеты Управляющих советов о своей деятельности перед Главой ТМР Я.Ю.Андреевым. Как уже отметил Ян Юрьевич, одной из особенностей нашего района является участие в работе Управляющих советов представителей власти (законодательной и исполнительной). Так в состав Управляющих советов вошли Глава района, его заместители, главы сельских поселений, депутаты районного и поселенческого уровней. Благодаря чему обеспечивается согласование интересов и ресурсных возможностей при определении стратегии развития как всей социально - экономической сферы района, так и системы образования в частности.3)Одним из факторов, повышающих эффективность работы Управляющих советов, безусловно является наличие отработанной системы взаимодействия совета с участниками образовательного процесса, поэтому данному направлению уделялось особое внимание. Причем такое сотрудничество сложилось не только на школьном, но и на муниципальном уровне.4)Не менее важным аспектом на этапе создания Управляющих советов стало осознание роли и места Управляющего совета в функционировании и развитии образовательного учреждения.Основными факторами, определившими эффективность создания Управляющих советов в нашем районе, стали следующие:-готовность руководителей ОУ к продуктивному диалогу с участниками образовательного процесса и представителя общественности; -сформированность в образовательном учреждении органов школьного самоуправления, общественных организаций, представляющих педагогическое и родительское сообщества, детские общественные организации и ассоциации выпускников;-наличие опыта решения проблем с использованием способов коллективной деятельности, навыками программирования будущей совместной деятельности.Несомненно, как любое нововведение, коллегиальные органы управления в образовании прошли некоторый эволюционный путь. От «незрелых» форм работы к «зрелым». От простых функций контроля, обеспечивающих открытость деятельности образовательных учреждений , до полноценного управления в управлении - подготовке решений, участии в реализации этих решений, аналитической работе и т.п. Удалось существенно продвинуться от простого финансового участия общественности в деятельности образовательного учреждения до понимания роли общественности в управлении образовательным учреждением. Кроме этого можно констатировать, что рождается особая категория людей от общественности, которых можно характеризовать как общественное управление в образовании.Анализируя итоги данного периода необходимо отметить, что повысилась ответственность родителей, учеников, учителей за свое будущее, будущее школы, села, района, города. Происходит формирование молодого гражданина с активной жизненной позицией, что является неотъемлемой составляющей частью формируемого в России гражданского общества. Ярким примером тому стали предложения учащихся по осознанию своей роли и проектированию следующего шага в становлении Управляющих советов, направленные не только на изменение жизни школьного сообщества, но и территории в целом. Например, учащиеся отметили, что школам необходимо активнее сотрудничать с учреждениями дополнительного образования, внесли предложение о проведении различных акций и мероприятий районного уровня.Что изменилось сегодня с ведением Управляющих советов?1) повысилась открытость и инвестиционная привлекательность сферы образования;2) появилась возможность объективной внешней оценки деятельности ОУ, ее администрации, один из способов презентации ОУ местному сообществу;3) повысился общественный статус муниципального образования вообще и конкретного ОУ в частности;4) коренным образом изменились отношения между школьными органами самоуправления;5)появилась возможность обучения навыкам общественной самоорганизации не только участникам образовательного процесса, но и другим гражданам местного сообщества, в чем, безусловно заинтересован муниципалитет.Уважаемые коллеги, возможность более подробно обсудить, как развиваются Управляющие советы в нашем районе, будет на круглых столах, а я бы хотела больше внимания уделить тому какие проблемы нас беспокоят на данном этапе, а также обозначить некоторые вопросы, которые мы считаем необходимым обсудить в ходе работы круглых столов.Один из основных вопросов, который мы ставим перед собой, это вопрос эффективности деятельности созданных Управляющих советов и вопрос их жизнеспособности. Группе людей, именуемой Управляющий совет, еще необходимо стать Управляющим советом. И стать им группа может только тогда, когда она берет на себя ответственность за перемены к лучшему и последовательно ведет школьное сообщество по пути этих перемен. В конце восьмидесятых годов прошлого века при активной государственной поддержке в школах создавались советы образовательных учреждений. Но в большинстве своем они стали фактом нашей истории. В чем причина? А не постигнет ли эта учесть и управляющий совет?С нашей точки зрения основной причиной стал тот факт, что у советов школ не получилось улучшать школьную жизнь или они не увидели задач улучшения школьной жизни. «Улучшать школьную жизнь» значит добиваться позитивных изменений в содержании и состоянии двух основных школьных процессов: - в обучении каждого ребенка в соответствии с принятыми в данный исторический момент времени учебными программами и стандартами;- и в сохранении жизни и здоровья каждого ребенка.Сегодня Управляющие советы пришли в школы для того, чтобы управлять ходом перестройки школы под новые общественные цели - цели «успешного обучения и успешного сохранения каждого ребенка в школах». Учитывая вышесказанное, мы пришли к выводу, что единственным показателем эффективности и результативности работы Управляющих советов являются улучшения в деле обучения и сохранения каждого ребенка. Жизнеспособность конкретного Управляющего совета зависит, прежде всего, от того, какой класс задач он решает, действительно ли решение этих задач будет обеспечивать улучшение жизни людей, улучшиться ли жизнь школьников, учителей, родителей по существу или по мелочам. На сегодняшний день Управляющие советы становятся не просто органами школьного управления, а средством развития территорий, что наиболее характерно для сельских школ. Существенные изменения происшедшие в жизни села в связи с вступление в силу 131 ФЗ, отразились они и на школьной жизни. В нашем районе в каждый из трех Управляющих советов, созданных в сельских школах, в качестве кооптированных членов вошли Главы сельских поселений или депутаты местного уровня, что позволяет местной власти оказывать влияние и принимать участие в управлении ОУ и школе быть в курсе решений принимаемых администрацией.Кроме этого, в сельских поселениях народ не имеет реального опыта принятия управленческих решений. А работа в Управляющем совете - хорошая практика по формированию опыта управления для любого человека. В связи с чем, школьные Управляющие советы в некоторых селах района по сути дела постепенно становятся «пультом управления» жизнью поселения. Достаточно проанализировать «повестку дня» такого Управляющего совета, чтобы понять, что он принимает решения по важным аспектам жизни поселения, да еще и организационную работу по своим же решениям берет на себя. Например, на заседании Управляющего совета Павловской СОШ обсуждался следующий вопрос: «О создании социокультурного комплекса на селе и построение взаимодействия учреждений социума на договорной основе». Поэтому как сумеют построить работу общественные управляющие в Управляющем совете, так реально и будет влиять Управляющий совет на жизненный уклад местного сообщества, а значит и станет средством развития территории. Отличительной чертой Управляющих советов сельских школ нашего района является и привлечение старшего поколения селян - бабушек и дедушек. Мы считаем этих людей носителями культуры сформированного в поселении образа жизни, хранителями нравственных и духовных ценностей. Это поколение наиболее значимо для совета, уж коли речь идет о действительном образовании детей. Ярким примером является Управляющий совет Павловской школы, который стал инициатором создания и активно сотрудничает с Советом старейшин. Полтора года назад, когда шла разработка инициативного проекта по усилению общественной составляющей в управлении образованием в рамках программы развития образования Ярославской области, в проект было включено предложение о создании Управляющих советов сельских поселений. В настоящее время произошло переосмысление и понимание необходимости создания советов поселенческого уровня, стало более понятным и его назначение. В связи с расширением общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения возникла другая проблема. Если на школьном уровне решения по поводу образования принимает не только ведомство, то на муниципальном уровне по прежнему единовластие учредителя. Необходимость возникновения общественных структур управления образованием на муниципальном уровне для Тутаевского района задается еще и следующими причинами:-появление на политическом поле образования новых управленческих фигур, стоящих рядом с директорами школ - председателей Управляющих советов;-появление новой позиции - представителя учредителя, предназначением которого является проведение муниципальной образовательной политики на уровне каждого образовательного учреждения;-невозможность в этих условиях формировать образовательную политику муниципалитета без учета мнений представителей вышеназванных структур и групп.На последнем сборе по реализации проекта эту точку зрения поддержали и председатели Управляющих советов. Таким институтом может стать и Совет по образованию, созданный при Главе муниципального района (орган совещательно - согласовательного характера) или другой орган (возможно и муниципальный УС ) наделенный реальными управленческими полномочиями. При разговоре стало заметно, что наши общественные управляющие уже достаточно «зомбированы нашими педагогическими заморочками», и может случиться так, что никаким средством изменения образовательной системы они так и не станут. За эти последовало предложение о необходимости создания совета председателей Управляющих советов, а возможно и более широкое объединение - объединение общественных управляющих образованием.При дальнейшем обсуждении стало понятно, что этот орган может не справиться с задачами развития муниципального образования по той простой причине, что не все председатели готовы и могут занять позицию ведущего субъекта районного образования. А значит наделять этот орган властными полномочиями по поводу управления сферой образования муниципалитета не надо спешить. Тут же затронули еще один вопрос: представители учредителя будут не только чиновники от образования. Но ведь сама позиция учредителя предназначена для удержания на уровне образовательного учреждения государственной политики в области образования. Необходимо место и время , где люди будут договариваться, как держать эту самую государственную политику, образовываться по поводу умений держать позицию, получать информацию об изменениях в образовательной политике. Т.е. и представителям учредителя необходимо объединяться на муниципальном уровне.Видимо только в этом случае мы получим реальную альтернативу узковедомственной политики образования и реальную возможность для общества влиять на эту самую политику. Проект по усилению общественной составляющей в управлении образовательным учреждением положил начало и некоторым другим нововведениям и инновациям в нашем районе.1)Создан районный родительский комитет, который вошел в состав региональной общественной организации «Родительский комитет».В его состав вошли председатели и члены Управляющих советов. Введена практика проведения районных родительских собраний с участием представителей власти.2)С целью информирования общественности о ситуации в образовании и осуществления «обратной связи» между образовательной системой и обществом состоялись публичные отчеты директоров школ перед общественностью, которые стали необходимой информационной основой для диалога о состоянии и проблемах системы образования между представителями государства, различных социальных групп и сферы образования, а также поводом для представления и обсуждения в органах представительной власти и СМИ.Еще одной мерой обеспечения «открытости» и «прозрачности» образования должна стать разработка, публичное представление и широкое профессиональное обсуждение системы измеримых критериев и индикаторов, описывающих достижение запланированных в ходе модернизации результатов на разных уровнях управления. Целесообразно создание межведомственных комиссий по согласованию требований к образовательным учреждениям.3)Положено начало общественной экспертизы отдельных направлений деятельности образовательных учреждений и предметом первого опыта стало создание здоровых и безопасных условий пребывания детей в школе и организация школьного питания. 4)Обеспечена общественная составляющая в различных совещательных органах, это и Координационный совет по профильному обучению при заместителе Главы района по социальным вопросам; Координационный совет по профилактике безнадзорности, беспризорности и безнадзорности. Представители родительской общественности включены в некоторые комиссии Департамента образования: комиссию по распределению мест в ДОУ, в конкурсную комиссию на замещение вакантной должности руководителя образовательного учреждения, комиссия по предоставлению льгот по оплате за детские сады.5)Обсуждается возможность создания Управляющих советов в дошкольных образовательных учреждениях.6) Ведется работа по апробации общественного контроля процедур итоговой аттестации учащихся, считаем перспективным участие общественности в процедуре лицензировании и аттестации ОУ, администраций ОУ. Объектом общественного наблюдения должна стать и деятельность аттестационных, медальных и иных комиссий.Надеюсь, что совместная работа на круглых столах, позволит вместе продвинуться в данном вопросе, определить дальнейшие шаги.При подготовке статьи использованы материалы практико-ориентированного альманаха «Вопросы управления Красноярским образованием».
Источник:
02.09.2007
|