6 сентября 2007 года в актовом зале Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования прошла очередная региональная конференция общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», благодаря поддержке партии «Единая Россия». Конференцию традиционно открыл губернатор Новосибирской области
Толоконский В.А., который пожелал участникам педагогического сообщества плодотворной и успешной дальнейшей работы, реализации всех задуманных задач. В докладе говорилось о том, что сферу образования ожидают большие перемены и в области финансирования образовательных учреждений, и оплаты системы труда педагогов. Одной из немаловажных задач, по мнению губернатора, является необходимость внесения изменений во все сферы и системы образования. Образование – процесс, не ограниченный возрастом, поэтому нас ожидают изменения и в общеобразовательной системе, и в профессиональной, и в системе высшего образования. Основной задачей профессионального обучения, считает Виктор Александрович, получение качественного образования учащимися, развитие у школьников (как можно раньше) способностей и талантов, ориентированных на профессиональное образование. По мнению Толоконского В.А., роль общеобразовательной системы усилится лишь в том случае, если постараться максимально концентрировать и ориентировать начальную систему образования. Ориентировать на людей, не обладающих качественной подготовкой (как правило, на сегодняшний день, не хватает людей рабочих специальностей). Многое меняется и в системе университетского образования: необходимо интегрировать учебные заведения в единые образовательные комплексы, решать качественно задачи образования. Губернатор также подчеркнул, что для того, чтобы получать достойную заработную плату педагог должен творить, быть свободным от ограничений, постоянно находиться в творческом поиске. Очень важная функция директоров – поддерживать эту свободу выбора педагогов, не допускать реализации сложных реформаторских задач, убеждать, а не насаждать, быть заинтересованным в творческом поиске. Необходимо призывать сообщество быть заинтересованным в повышении общего уровня страны каждого педагога, чтобы добиться качественных изменений. Это всегда было повседневной позицией людей, осознающих, стремящихся быть поддержанными. Поэтому политическую программу нужно не насаждать, а поддерживать и формировать социальную ответственность. Виктор Александрович в своём выступлении отметил, что большинство педагогов были и остаются общественными лидерами, несли и несут новые знания, и по сей день видят свою роль в развитии государства. Решая сложные задачи в это нелёгкое экономическое время, появляется необходимость в людях серьёзных, оказывающих поддержку и участие. Председатель областного Совета депутатов
БеспаликовА.А. присоединился к словам губернатора. Он говорил о предстоящих новшествах и изменениях оплаты труда педагогов, помимо этого заметил, что впервые были выделены школьные автобусы и введено вознаграждение за классное руководство. В итоге все эти новшества реализовались в национальный проект. Партия «Единая Россия» выступила с предложением, чтобы профессиональные сообщества оказывали влияние на формирование бюджета. В конце своего выступления пожелал решения всех проблем. Подводя итоги, председатель Новосибирского регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», руководитель департамента образования Новосибирской области
Иванов В.В. сообщил о том, что в октябре 2006 года было принято решение о создании организации, которая бы объединяла различные профессиональные образования. Главной целью этой организации является конструктивное взаимодействие всех образовательных структур. На сегодняшний день местные отделения существуют в 27 субъектах Российской Федерации и имеют примерную численность около 23.000 человек. Этого недостаточно, т.к. в педагогических образовательных учреждениях работает более 85.000 человек этих субъектов. Задача образовательных учреждений – расширение таких организаций. В центре внимания на сегодняшний день – реализация национального приоритета проекта образования, комплексного проекта образования Новосибирской области. С 1 сентября 2007 года Новосибирская область вступила в эксперимент по отработке новых стандартов обучения учащихся и отраслевой системы финансирования педагогов. Руководитель департамента отметил, что заработная плата больше не будет зависеть от стажа и категории педагога, хорошо зарабатывать будут лишь те, кто работает качественно, добросовестно и хорошо. За лучший труд учитель должен получать больше всех! В работе конференции приняли участие талантливые педагоги и известные общественные и политические деятели Новосибирской области и города Новосибирска. Все выступления вызывали глубокий интерес присутствующих в зале. Пель Валентина Степановна – директор института молодежной политики социальной работы НГПУ рассказала о значимости Общероссийской общественной организации для вовлечения молодежи в созидательную социальную работу, для демонстрации ценностей российского образования. «Новая общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» (ООО «ВПС») ставит ряд важнейших задач, решение которых будет, безусловно, способствовать развитию системы образования, росту ее качества; повышать социальный статус педагога в обществе. Иными словами, деятельность ВПС ориентирована на будущее российской образовательной системы через основательное решение современных проблем. Это не может не привлекать молодежь, и тем более, что программа работы ООО «ВПС» уже сегодня предлагает молодым включаться в процессы модернизации образования, совершенствование содержания форм и методов работы с детьми и подростками. Молодым предлагают участвовать в деятельности различных интеллектуально-творческих объединений, в проведении всероссийских акций, конкурсов, направленных на развитие духовно-нравственной сферы, на формирование гражданской позиции. Хорошо, что сегодня есть ВПС, которое объединит усилия, регионов по развитию российской образовательной системы на Всероссийском уровне В своем выступлении Н.В.Ярославцева, директор гимназии № 10 г.Новосибирска, член регионального совета общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» обобщила многолетний опыт работы гимназии с общественными организациями, ассоциацией лицеев и гимназий, с попечительскими советом школы. Ярославцева Н.В. озвучила следующие проблемы, возникшие в результате работы:
Говоря о качестве образования, оплата производится за количество детей в школе.
Попечительские советы – это первый шаг на пути к государственно-общественному управлению. А вот перейти к реальному государственно- общественному управлению – это поделиться частью прав, уметь услышать критику родителей, осознать внешнюю оценку детей, родителей, СМИ, общества.
Все ли директора, педагоги к этому готовы?
Взаимодействие с депутатами всех уровней не должно сводиться только к решению финансовых проблем школы, а к обсуждению законопроектов, различным общественным слушателям.
Неполностью отработаны основные параметры базового фонда, как их нужно распределять при новой системе оплаты труда педагогического работника.
Директором гимназии были рассмотрены различные проблемы, которые есть и будут еще в дальнейшей работе. Тем не менее, наши мечты начинают сбываться. А это главное! О роли местного отделения ВПС в решении актуальных проблем модернизации образования рассказала заведующая МДОУ – детского сада компенсирующего вида «Сказка» (г. Куйбышев) – Болтрукевич Светлана Петровна. Говоря о роли местного отделения ВПС, созданного в Куйбышевском районе, она подчеркнула, что сформированная программа его деятельности предполагает работу по трем направлениям: дополнительное, общее и профессиональное образование. Более подробно остановилась Светлана Петровна на дошкольном направлении работы.
Какое ДОУ можно назвать развивающим и развивающимся?
Как сделать, чтобы качество образовательных и оздоровительных услуг в ДОУ отвечало современным требованиям и максимально удовлетворяло потребностям воспитанников и их семей.
Как мобилизовать общественные и государственные институты для участия в решении этих проблем?
В настоящее время одной из стратегических задач развития системы дошкольного образования является совершенствование макро и микро среды, перевод ДОУ из режима выживания в режим развития. Активно развиваются современные формы управления: Совет дошкольного учреждения, творческие группы, попечительские советы и прочее. К основным функциям их относятся: деятельное участие в разработке стратегии развития дошкольной системы, социальная и правовая защита работников, оказание практической помощи в повышении качества дошкольного воспитания по инициативе ВПС был разработан проект «На защиту семьи возглавила проект начальник управления образования Г.В.Шевелева. В результате, за месяц работы 100% семей района своевременно получили первые компенсационные выплаты в полном объеме. В рамках реализации деятельности актива местного отделения ВПС становится традиционным проведение тематического Дня семьи в ДОУ, целью которого является осуществление по практике процессов интеграции общественного и семейного воспитания. Все это доказывает, что созданное местное отделение ВПС с первых дней своего существования органично вписалось в районное сообщество всех общественных институтов и занимает активную позицию по их мобилизации на успешное решение задач модернизации системы образования, начальное звено которого – ДОУ.
В своем выступлении, председатель местного отделения ООО «ВПС», секретарь райкома профсоюза работников образования Тогучинского района, Ребенкова Л.А. рассказала о работе местного отделения. Исходя из поставленных задач ООО «ВПС» работает в тесном контакте с общественной организацией – районным Советом ветеранов. Проведены совместные операции «Память», «Никто не забыт». Открываются школьные музеи, в которых проводятся где проводятся встречи детей с участниками ВОВ. Совместно с молодым парламентом школы провели акцию «Посылка солдату» ко Дню защитника Отечества.
Тесное сотрудничество с районным женсоветом по вопросам укрепления семьи и повышения ее значимости в обществе. Проводятся различные мероприятия: чествование многодетных семей, спортивные соревнования, дни неполных семей. Спонсором всех праздников выступает «Единая Россия». На районном педагогическом собрании обсуждались проблемы регулирования образования. В районных СМИ идет активное обсуждение национального проекта «Образование». При выдвижении кандидатур на участие в конкурсе «Лучший учитель» привлекается общественность. Конкурсные работы оцениваются общественными экспертами. Фронт работы общественности в школе – огромен, особенно в настоящее время, когда страна включилась в реализацию национального проекта «Образование». Директор гимназии № 3, Алексеева Т.А. акцентировала внимание в своем выступлении на значении общественно-государственного управления школами. Долгое время школа оставалась закрытым учреждением. В результате модернизации образования и реализации национальных проектов в данной области, появилась возможность широкому кругу общественности, включая и само школьное сообщество, познакомиться ближе со школьной жизнью ученика и учителя, порадоваться их успехам, помочь, если возникли проблемы, подвести итоги того, что уже сделано и наметить перспективы дальнейшего развития, Нам удалось создать уникальное гимназическое сообщество: своеобразный общественно-активный центр, известный в районе, городе и за его пределами.
Достижения гимназии в интеллектуальной, спортивной, социальной и других областях на разных уровнях – это колоссальный вклад каждого гимназиста, педагога и родителя для развития и процветания общего долга. Мы благодарны ООО «ВПС» и всероссийской политической партии «Единая Россия» за поддержку в осуществлении многих позитивных процессов, происходящих в педагогическом сообществе.
С большим интересом было выслушано выступление директора школы «№ 70 с углубленным изучением французского языка – Севостьяновой Татьяны Александровны. Она подчеркнула важность и высокую результативность совместный работы школы с различными общественными организациями в социализации личности учащихся. Школа должна стать фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формированем новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужен современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время создан школьный центр информации и документации – ресурсный центр изучения языков, который сотрудничает с французским культурно-информационным центром «Альянс-Францез» . Старшеклассники школы принимают активное участие в работе Новосибирской городской общественной организации «Добрая воля». Тесное сотрудничество с различными досуговыми научными и культурными центрами района и города позволяет повысить уровень профессионального мастерства педагогов и помогает в воспитании у учащихся духовно-нравственных, патриотических и гражданских позиций. Наш музей «Нормандия-Неман» за 30 лет работы стал известен не только в городе, в стране, но и за рубежом. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на основное включение родителей в учебно- воспитательный процесс, во внеурочную и досуговую деятельность, взаимосотрудничество. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому в школе создана система работы с родительской общественностью, которая приносит огромное удовлетворение коллективу школы и родителям.
В школе сформированы структуры государственно-общественного управления, способствующие организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности. Совет школы осуществляет общее руководство учреждением. На примере школы можно сделать вывод, что вся система образования готова к глубоким модернизационным организационно-управленческим трансформациям. Но они не должны ограничиваться только расширением участия общественных институтов в управлении учреждениями образования – на повестке для стоит вопрос о создании системы сетевого образования, делающего возможность выстроить индивидуальные образовательные траектории, максимально учесть интересы и способности личности ученика, независимо от места его проживания.