24 мая 2011 года состоялось заседание Регионального совета Самарского РО ВПС. На повестке дня было обсуждение Декларации об образовании Общероссийского народного фронта.
И.В. Вершинин отметил, что общественное движение «Общероссийский народный фронт» создано по инициативе Председателя правительства РФ и Председателя партии «Единая Россия» В.В. Путина. Базовые принципы этого движения изложены в Декларации об образовании Общероссийского народного фронта и предполагают совместное формирование участниками фронта списка кандидатов от «Единой России» на выборах 2011 года в Государственную Думу. По словам В.В. Путина, ОНФ (Общероссийский народный фронт) создан для того, чтобы правящая партия «ожила за счет новых идей, новых людей, и чтобы многочисленные организации получили возможность через инструменты «Единой России» заявить о себе, не только продвинуть какие-то свои идеи, но и людей в представительные муниципальные органы власти и управления».
Создание «Общероссийского народного фронта» поддержали представители , , , , «», «», «» и других общественных организаций. Участие в этом движении Самарского регионального отделения ВПС позволило бы включить в список кандидатов от «Единой России» при выборах в Государственную думу и Самарскую Губернскую думу беспартийных членов Всероссийского педагогического собрания, которые искренне озабочены проблемами модернизации российской системы образования, повышением социального статуса российских учителей. Сегодня востребованы люди с новыми идеями и активной жизненной позицией.
Представители местных отделений поддержали данную инициативу. Вместе с тем, педагогическая общественность Самарской области обеспокоена тем, что в последнее время произошло заметное снижение качества и конкурентоспособности отечественного образования. Это привело к потере международного авторитета национальной образовательной системы, к снижению престижа профессии преподавателя, педагога. Негативные демографические тенденции в стране еще более обострили ситуацию в образовательной сфере Российской Федерации. России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. В связи с этим члены Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» вносят в региональный координационный совет «Общероссийского народного фронта»
1. В области дошкольного образования: 1.1. Учитывая, что система дошкольного образования играет важную роль в социально-экономической жизни, прежде всего в силу того, что право на беспрепятственное устройство детей в детские сады выступает необходимым условием обеспечения возможности участия в трудовой деятельности родителей воспитанников, которые, как правило, находятся в наиболее продуктивном для такого рода деятельности возрасте; и возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения женщинами репродуктивного возраста (что, в свою очередь, связано с необходимостью решения демографической проблемы), предлагаем разработать комплекс мероприятий на федеральном и региональном уровне, направленных на обеспечение потребности населения в детских садах и ясельных группах.
1.2. По мнению педагогической общественности Самарской области, дошкольное образование должно быть признано первой ступенью общего образования человека. Для повышения качества дошкольного образования и обеспечения преемственности с начальным общим образованием предлагаем сконцентрировать внимание ученых и педагогической общественности на разработке Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
1.3. Учитывая, что для дошкольного образования характерным является крайне низкий даже на фоне работников иных образовательных учреждений уровень оплаты труда, предлагаем разработать программу социальной поддержки специалистов дошкольного образования.
1.4. Учитывая объективные причины, связанные с нехваткой мест в детских садах и ясельных группах, и для обеспечения прав граждан РФ в соответствии с п.5, ст.18 «Закона об образовании», считаем необходимым разработку целевой Программы по оказанию методической, диагностической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
2. В области основного общего образования:
2.1. Педагогическая общественность Самарской области считает необходимым совершенствование нормативно-правовой базы и механизмов расширения самостоятельности школ. Сегодня школами накоплен огромный потенциал в плане использования различных механизмов общественного самоуправления, получен опыт создания попечительских и управляющих советов, который показывает эффективность общественной экспертизы в оценке результатов реализации индивидуальных образовательных программ и расходования финансовых средств. И эта практика должна получить развитие в современной образовательной системе России. 2.2. Закономерными являются предложения о формах проведения итоговой аттестации выпускников школы. Члены Самарского РО ВПС поддерживают идею, что Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.
2.3. Одной из основных проблем современной школы является неравный доступ к качественному образованию. Речь, прежде всего, идет о территориальном факторе неравенства: две трети школ в России - это сельские школы. При этом ученикам этих школ, конечно, труднее, чем их сверстникам в городах в элитных школах получать образование. Педагогическая общественность отмечает, что, обеспечивая равные права на получение качественного образования выпускников сельских школ, государство должно уделить должное внимание развитию технологий дистанционного и дополнительного образования, разработке учебно-методического обеспечения и организационных механизмов для их реализации.
2.4. В современной школе должны быть созданы условия для самореализации школьника, занятий творчеством и спортом, обеспечивающие формирование здорового и интеллектуально развитого поколения россиян. Школа должна укреплять, а не ухудшать здоровье ребенка. Объективные данные говорят, что 80% выпускников школы имеют ограничение в выборе профессии, а 35% юношей не пригодны к службе в армии. И это не может не настораживать. При этом решать эти проблемы школа может только при наличии научно- и практико-обоснованных программ развития, соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения. Именно поэтому сегодня назрела необходимость разработки федеральной целевой программы, связанной с сохранением и укреплением физического здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьника – здоровье нации…
2.5. Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, к сожалению, не получает практической реализации. Школа не решает сегодня проблем воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. В рассматриваемом контексте актуальным видится создание детской общественной организации, ориентированной на усвоение школьниками гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2.6. Говоря о социализации школьника, нельзя не отметить актуальность введения качественного профильного образования для старшеклассников. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. По мнению педагогической общественности Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002) должна получить дальнейшее развитие через поддержку практико-ориентированных инновационных проектов по созданию системы профильного обучения работодателями - промышленными и бизнес-структурами.
2.7. В условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты второго поколения, следует отметить, что современному учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных курсов на основе деятельностного подхода, принципов дифференцированного обучения, профориентационной деятельности, внедрением современных средств и технологий оценивания результатов обучения. Именно поэтому органы управления образованием должны уделить особое внимание системе повышения квалификации и переподготовки работников образования, экспертизе программ такой подготовки и условий их реализации, установлению их соответствия реальным потребностям современной системы образования; развитию инициатив, связанных с механизмами привлечения и стимулирования учителей, повышения их квалификации.
2.8. Для решения проблем кадрового обеспечения современной школы молодыми специалистами, следует обратить внимание на разработку социальных программ привлечения в школу выпускников педагогических вузов, программ грантовой поддержки инновационных проектов школьных учителей, программ стимулирования научно-педагогической деятельности молодых педагогов.
2.9. Основная деятельность педагогических вузов, являющихся в этой сфере главной кузницей кадров для образовательных учреждений, должна быть ориентирована на реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, ведь от результатов труда педагогов в значительной степени зависит успех преобразований, происходящих в стране. При этом педагогическое образование нуждается в дополнительном внимании со стороны государства, выраженном в финансировании инновационных программ педагогических вузов, связанных с научно-практическими аспектами модернизации российского образования, перевода его в новое качество, соответствующее инновационному характеру развития экономики, науки и общества.
3. В области профессионального образования
3.1. Обобщение, анализ и распространение в России международного опыта развития рынка труда диктует острую необходимость реформирования систем начального и среднего профессионального образования и обучения, переориентацию их на удовлетворение запросов современного общества в кадровых ресурсах, адаптированных к динамически изменяющимся условиям рынка труда и ориентированных на непрерывное самообразование и самосовершенствование.
3.2. Актуальным в плане воспроизводства кадров для современной промышленности и экономики остается проблема участия работодателей (промышленных и бизнес-структур) в формировании социального заказа учебным заведениям профессионального образования, развитии высокоэффективных форм взаимодействия с учебными заведениями для повышения качества подготовки выпускников. Для активного участия работодателей в процессе модернизации профессионального образования должны быть разработаны государственные программы, стимулирующие подобного рода активность промышленных и бизнес-структур, нормативно-правовые акты, регламентирующие эту деятельность. Такой подход позволит «встроить» профессиональное образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации.
3.3. Дальнейшее развитие должно получить взаимодействие учреждений профессионального образования с промышленными и бизнес-структурами, организациями фундаментальной и прикладной науки в плане создания совместных малых инновационных предприятий. Профессиональное обучение должно быть и наукоемким и практико-ориентированным. Разумное сочетание этих факторов – наша задача. Выражаем искреннюю надежду, что данные предложения будут учтены при формировании программы развития российского общества.