Опыт работы Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области по формированию активной гражданской позиции обсуждался самарскими педагогами на II Самарской региональной конференции ВПС. Доклад представил руководитель местного отделения ВПС Отрадненского образовательного округа Самарской области Анатолий Вячеславович Нуждин. Он отметил: Перед нами стоит важнейшая задача создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор. Особую роль в процессе гражданского становления молодежи играет система образования. На территории Отрадненского образовательного округа сложилась система гражданского воспитания, в которую вошли такие программы как: социальное проектирование в рамках проекта «Гражданин», система гражданского образования с использованием программ «Мой выбор», «Живое право», «Дух демократии», «Молодежь на перепутье», «Сельская молодежь: - есть ли у нее будущее» и др. Все это стало основой становления гражданского общества. Органичное переплетение этих программ и дополнение их опытом работы с молодежными средствами массовой информации - позволили нам перейти на лее высокий уровень создания единого воспитательного пространства округа. Соединение научного потенциала Российской Академии повышения квалификации работников образования, Самарского института повышения квалификации работников образования, Министерства образования и науки РФ и Самарской области, Всероссийской ассоциации «За гражданское образование» с практикой работы муниципалитетов, общественности, педагогических коллективов округа позволило создать самые широкие возможности творческого проявления учащихся любой школы на разном уровне. Таким образом, была разработана программа «Формирование духовной культуры. Человек и социальная среда», одним из ключевых мероприятий которой является «Марафон гражданских инициатив», проводимый с 2004 года. Это комплексная программа гражданского воспитания детей школьного возраста, подготовка и проведение основных мероприятий, рассчитанных на весь учебный год в масштабах образовательного учреждения, округа, региона и России в целом. Целью которой как раз и является: создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития подростков в процессе формирования активной жизненной позиции, чувства ответственноти за свой личный выбор. Существует и ряд других программ реализуемых в образовательном округе направленных на воспитание у школьников патриотизма, активной гражданской позиции, расширения знаний о государстве, общественных и государственных институтах, правах человека и т. п., межрегиональный слет юных журналистов «Глубинка», этнокультурный фестиваль, научно практическая конференция учащихся и др. Но говорить о формировании активной гражданской позиции только у подрастающего поколения, мы считаем, не правильно. Следует уделять особое внимание и сообществу, которое окружает образовательное учреждение и также является субъектом образовательной среды. Сегодня перед нами стоит принципиально новая для нас задача, направленная не на учащихся как мы к этому привыкли, а на педагогическое сообщество. Нам необходимо создать условия для формирования активной жизненной позиции и педагогов. И создание такой общественной организации как «ВСЕРОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ» является актуальным и своевременным, будет способствовать активизации данного процесса. Она позволит расширить конструктивное взаимодействие общественных движений с образовательным сообщетвом, скоординировать деятельность директоров школ, учителей, попечителей и родителей, обеспечить успешную модернизацию национального образования, развить гражданскую инициативу и ответственность. А также позволит повысить социальный статус работников образования и роль образовательного сообщества в разработке муниципальных, региональных, федеральных программ развития образовательной сферы и проектов по их реализации...
4 сентября на II Самарской региональной конференции ВПС был представлен опыт Северо-Западного образовательного округа Самарской области. С докладом «Сопровождение инновационной деятельности педагогов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» выступила руководитель местного отделения ВПС Северо-Западного округа Самарской области Ольга Владимировна Низамутдинова.Ольга Владимировна отметила, что работники образования Северо-Западного округа приветствуют создание и первые шаги «Всероссийского педагогического собрания» как организации, объединяющей и учитывающей мнения самых широких слоев педагогической общественности. Мы поддержали инициативу Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации. В округе избран местный совет и в настоящее время идет прием в члены организации. Позитивный результат совместной деятельности различных структур и ведомств в нашем округе очевиден. В системе образования Северо-Западного округа занято свыше тысячи педагогов (1278), ведущих учебно-воспитательную деятельность в 76 образовательных учреждениях различного вида и типа. Взаимодействуя с государственными, социальными структурами, бизнесом, общественными и культурными организациями села, школа является координатором работы с детьми и молодежью, центром социокультурной жизни села. Вместе с тем педагоги сельской школы испытывают дефицит профессионального общения. Излишняя скромность является тормозом для распространения накопленного опыта-за пределами своей территории. Под эгидой «Единой России» в нашем округе был реализован комплекс мероприятий, направленных на поддержку учительства: Так, совместно с СИПКРО на базе Красноярского образовательного центра в феврале текущего года проведена региональная научно-практическая конференция «Национальный проект «Образование» как ресурс инновационного развития школы России», в которой приняли участие свыше 300 педагогов из всех образовательных округов Самарской области. Почетным гостем на конференции был Председатель Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Булаев Николай Иванович, который высоко оценил идею этой конференции. Более 70 педагогов как из образовательных центров, так и из малокомплектных школ представили свой опыт инновационной деятельности, где отражена результативность работы по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе. Конференция явилась своеобразным катализатором для налаживания контактов и обмена опытом целых коллективов школ. Так Новосемейкинский образовательный центр Красноярского района принимал у себя коллектив гимназии г. Похвистнево. Коллеги нашли много общего в своей деятельности и решили объединить усилия для освоения новых методик. В округе прошли конкурсы профессионального мастерства «Педагогический марафон», «Классный руководитель года». Свыше 600 классных руководителей Северо-Западного округа получили дополнительное вознаграждение в рамках национального проекта «Образование». Кроме материального поощрения мы оказываем помощь данной категории учителей в плане информирования, привлекая специалистов различных служб социума (КДН, отдел по делам семьи и детства, Центр «Семья») к работе Школы классного руководителя. На территории Северо-Западного округа развивается система профориентационной работы с учащимися школ, которая объединяет все большее число заинтересованных субъектов:
- представители центров занятости населения;
- специалисты управления культуры, молодежной политики и спорта;
- работодатели;
- специалисты Ресурсного Центра, Центра профессионального образования;
Ольга Владимировна отметила, что сельская школа сегодня остро нуждается в помощи высшей школы, которая поможет организовать: - научно - методическое сопровождение учителей, применяющих в своей деятельности инновационные технологии, обеспечивающие повышение качества образования;
- подготовку учителей для работы в малокомплектной школе и для организации профильного обучения на старшей ступени;
- интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждении;
- необходимо инициировать обучение детей и участие их в различных конкурсах за счет дистанционного доступа.
Включаясь в работу «Всероссийского Педагогического собрания», мы выражаем надежду на то, что проблемы сельского учителя будут услышаны и в самых высоких кабинетах власти и их труд будет достойно оценен обществом. |
|
|
|