Анкета для вступления Символика
сегодня 18 декабря, вторник | Последнее обновление - 17.12.2007 09:44:18   

Самарская область
Отделение региона
Местные отделения
Новости
Встречи
Конкурсы
Инициативы



ЕДИНАЯ РОССИЯ - Официальный сайт Партии

Иванова Валентина Николаевна - Сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания
Иванова Валентина Николаевна - Сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания


Тонков Николай Иванович - Член СФ ФС РФ


Горбачев Владимир Лукич - Депутат ГД ФС РФ
Самарская область
Региональная конференция
     ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ«СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
1. О деятельности регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» - руководитель Самарского регионального отделения ВПС, ректор СГПУ И.В. Вершинин
2. Награждение победителей конкурсов «Первый спутник - космический прорыв России» и «Мои инновации в образовании».
3. Школа и гражданское общество - руководитель Самарского регионального отделения ВПС, ректор СГПУ И.В. Вершинин
4. Современная школа: механизмы общественного управления - декан факультета управления социальной сферой СГПУ, д.п.н., профессор Л.И. Фишман
5. Проект «Достойные граждане великой страны» - пример взаимодействия государственных и общественных организаций в реализации национального проекта «Образование» - координатор проекта М.В. Питиль.
6. О взаимодействии Благотворительного фонда «Солидарность» с образовательными учреждениями - председатель Правления фонда С.В. Каримов
7. Из опыта работы Центра Школьных демократических республик - Михеева Мария Александровна, Кочеткова Анна Викторовна, МОУ СОШ №6 г. Отрадный.
8. Разное 

 
 Начало конференции   Работа конференции  Победители конкурса

 Победители конкурса  Л.И. Фишман  М.В. Питиль


Выступление руководителя Самарского РО ректора СГПУ Игоря Владимировича Вершинина

Какой будет сегодня наша система образования,такой будет завтра Россия!

Из выступления Б. Грызлова на Втором съезде
Всероссийского педагогического собрания

ШКОЛА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Уважаемые делегаты и гости конференции!

   Изменения, происходящие сегодня в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью определяют новые задачи для отечественной системы образования.
   В период реформирования российской системы образования государство и общество ждут от школы воспитания граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и все более расслаивающегося общества; подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических реалиях, обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.
Сегодня мы очень часто слышим в СМИ разговоры о гражданском обществе, но точного и полного определения этого понятия пока, пожалуй, нет.
   Вопросы формирования гражданского общества, конечно, изучаются в университетских курсах и обсуждаются в научных работах, но для широкой публики это понятие в основном ассоциируется с речами политиков...
   Однако несмотря на отсутствие сколько-нибудь массового осознания понятия, реальные процессы формирования гражданского общества в России идут, поскольку все-таки есть соответствующие законы, страна живет активной политической, экономической, социальной жизнью: идут социальные процессы, неизбежно требующие от их участников проявления самостоятельной позиции, активности, предприимчивости, поиска единомышленников, отстаивания своих прав и т.д.
   А поскольку школа - институт общества, то и в ней идут те же процессы, что и в обществе в целом, следовательно, школе принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности будущего гражданина нашей страны.
   Какие же характеристики современной школы способствуют становлению гражданского общества в России, какие, может быть, препятствуют ему - вот предмет нашего обсуждения.
   Мы понимаем, что школа - один из важнейших институтов социализации, который во многом формирует личность человека, а значит, сильно влияет на будущее страны - тем, что во многом предопределяет деятельность ее граждан, своих выпускников.
   Конечно, нести ответственность за социальное развитие личности, то есть за полную и успешную социализацию ребенка, особенно на первых стадиях его жизни, когда закладываются основные характеристики, в наибольшей степени должна семья. Но полностью полагаться сегодня только на семейное воспитание нельзя - как потому, что у нынешней семейной педагогики нет устоявшихся соответствующих традиций, так и потому, что в современной социально-экономической ситуации большинство семей в России озабочены, скорее, элементарным выживанием, чем воспитанием детей. Таким образом, вновь многие важнейшие задачи социализации и социального развития личности возлагаются в современном российском обществе на школу. Точнее, эти задачи существуют как социальный заказ школе, ожидания по отношению к ней. В частности, это касается задач социализации в контексте становления гражданского общества.
   К сожалению, в современной школе формирование личности зачастую понимается, скорее, как развитие индивидуальных способностей - интеллектуальных, художественных, спортивных и пр. Однако, развитие способностей - лишь одностороннее развитие человека, в то время, как речь должна идти о социальном развитии личности в целом.
   Действительно, художественно или интеллектуально одаренный ребенок, имеющий достижения в этих областях, может долго оставаться несамостоятельным, безответственным, зависимым человеком, то есть пребывать в инфантильном, социально незрелом состоянии. Тенденция к нарастанию социального инфантилизма тревожит психологов и социологов, они связывают с ним такие проблемы, как неудачи дальнейшей взрослой жизни и склонность к девиантному поведению.
   Зрелому же гражданскому обществу соответствуют вполне определенные черты личности и социального поведения людей, без которых оно не в состоянии существовать. С этой точки зрения для нас сегодня остро встают вопросы формирования социальной компетентности, самостоятельности, ответственности, автономии, способности к сотрудничеству, взаимному уважению, признанию ценности «другого» и т.д.
  Основной целью гражданского воспитания в современной школе должна стать выработка у школьников собственной позиции по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности и законности. Школьники должны научиться, сталкиваясь с проблемами современного общества, применять полученные в школе знания.
  Мы понимаем, насколько глубоким и широким является предмет обучения основам демократии. Просто учить подрастающее поколение быть хорошими людьми, которые по-доброму относятся к своей семье и соседям, недостаточно...
   В советское время основным заказчиком образования и потребителем образованных кадров было государство, оно же в лице своих министерств определяло формы и содержание учебы как в школе, так и в вузах, распределяло выпускников по отраслям в соответствии со своими, а не их индивидуальными планами. Сегодня таким «заказчиком» становятся люди, а значит, их цели и их выбор начинают влиять на деятельность школы, которая теперь ориентируется на удовлетворение ожиданий и потребностей людей. При этом предполагается, что в этих ожиданиях и потребностях находит свое выражение новый тип социального существования.
   Воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей и признания многообразия культур и религий как естественной среды существования, обогащающей представления человека об окружающем мире.
   Наша задача - сформировать у школьников активную жизненную позицию. Они должны получить навыки коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.
   В свете этого актуальным для школы является разумное соединение и решение воспитательных и образовательных задач.
   В области воспитания:
формирование гражданственных отношений и приверженности фундаментальным демократическим и моральным культурным ценностям и принципам, необходимым знающему и ответственному гражданину. Для воспитания гражданина весьма важны нравственные проблемы, такие понятия, как «совесть», «честь», «добро», «зло», «зависть», «жадность»...
   В области образования: обеспечение будущих граждан знаниями и навыками в объеме, позволяющем индивиду как осознанно анализировать и влиять на разработку и проведение государственной политики, так и участвовать на добровольной основе в решении вопросов совместно с соседями по дому и в масштабах деревни, поселка, города и, наконец, страны.
  Здесь необходимо выделить два уровня проблем:общенациональный - воспитание и образование молодого поколения, руководствующегося универсальными демократическими ценностями и способного в ближайшие три-четыре десятилетия укоренить в России нормы и ценности гражданского общества, обеспечить становление правового государства;

•·        более узкий, образовательный - подготовка учащихся, обладающих базовыми знаниями о политическом устройстве общества, своих правах и обязанностях, демонстрирующих терпимость в отношении чужого мнения, иноэтнической культуры, строго следовать Конституции и законам Российской Федерации, активно участвующих в политическом процессе и способствующих признанию ценностей российской демократии за пределами страны.

В значительной мере эти задачи реализуются сегодня в российской школе через различные модели гражданского образования:

•·        институциональную, когда первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. Важными элементами этой модели становятся органы школьного самоуправления;

•·        проектную, которая предполагает разработку и осуществление школьниками социальных проектов, направленных на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе. Примером данной модели является активно реализуемый в нашей области проект «Гражданин»;

•·        предметную, когда акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных знаний и развитие гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин в рамках учебных предметов, преимущественно гуманитарной направленности. Эффективность этой модели повышается в случае установления межпредметных связей и координации деятельности преподавателей всех учебных дисциплин.

   Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

  И поскольку гражданское образование должно способствовать введению школьников в социум, то и методика обучения должна предусматривать предоставление учащимся возможности принимать участие в обсуждении проблем общественной, культурной, политической и экономической жизни страны.

  Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.


   Сегодня крайне важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения.
   И, в конечном счете, никакие перемены в школе не имели бы смысла, если бы в результате не происходило развития детей, приобретения ими не только знаний, но и новых представлений о жизни, механизмов адаптации к ней.
   Развитие школы - не самоцель. Критерием не формальных, а действительно полезных новаций является «качество продукта» школы, то есть качество и уровень развития учеников.
   Вместе с тем, мы вполне отдаем себе отчет в том, что школа должна быть достаточно консервативной системой, потому что ее цели долгосрочны и фундаментальны, она - институт воспроизводства членов общества, готовых к активному, гибкому, адаптивному и продвигающему поведению, но сама не обязательно должна непрерывно изменяться. Сегодня мы рассматриваем школу именно как один из институтов, приводящих в действие процессы развития всей страны.
   Главное, чего она должна достичь в этом направлении, - дать толчок развитию личности у новых поколений россиян или, по крайней мере, не помешать ему, не задавить. Таким образом, российский учитель призван выполнить чрезвычайно высокую, с полным основанием можно сказать - историческую миссию: преобразовать Россию через своих учеников...



28.11.2007

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ


НОВОСТИ|ОРГАНИЗАЦИЯ|РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ|ДЕЛА|ФОТОАЛЬБОМ|КОНТАКТЫ|ПОИСК
© Copyright "ВСЕРОСИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ"
Все права на материалы, находящиеся на сайте , охраняются
в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном
использовании материалов ссылка на pedagogsobr.Ru обязательна.
  Разработка сайта