ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ«СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
1. О деятельности регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» - руководитель Самарского регионального отделения ВПС, ректор СГПУ И.В. Вершинин
2. Награждение победителей конкурсов «Первый спутник - космический прорыв России» и «Мои инновации в образовании».
3. Школа и гражданское общество - руководитель Самарского регионального отделения ВПС, ректор СГПУ И.В. Вершинин
4. Современная школа: механизмы общественного управления - декан факультета управления социальной сферой СГПУ, д.п.н., профессор Л.И. Фишман
5. Проект «Достойные граждане великой страны» - пример взаимодействия государственных и общественных организаций в реализации национального проекта «Образование» - координатор проекта М.В. Питиль.
6. О взаимодействии Благотворительного фонда «Солидарность» с образовательными учреждениями - председатель Правления фонда С.В. Каримов
7. Из опыта работы Центра Школьных демократических республик - Михеева Мария Александровна, Кочеткова Анна Викторовна, МОУ СОШ №6 г. Отрадный.
8. Разное
Выступление руководителя Самарского РО ректора СГПУ Игоря Владимировича Вершинина
Какой будет сегодня наша система образования,такой будет завтра Россия!
Из выступления Б. Грызлова на Втором съезде
Всероссийского педагогического собрания
ШКОЛА И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Уважаемые делегаты и гости конференции!
Изменения, происходящие сегодня в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью определяют
новые задачи для отечественной системы образования.
В период реформирования российской системы образования государство и общество ждут от школы воспитания граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и все более расслаивающегося общества; подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических реалиях, обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.
Сегодня мы очень часто слышим в СМИ разговоры о гражданском обществе, но точного и полного определения этого понятия пока, пожалуй, нет.
Вопросы формирования гражданского общества, конечно, изучаются в университетских курсах и обсуждаются в научных работах, но для широкой публики это понятие в основном ассоциируется с речами политиков...
Однако несмотря на отсутствие сколько-нибудь массового осознания понятия, реальные процессы формирования гражданского общества в России
идут, поскольку все-таки есть соответствующие законы, страна живет активной политической, экономической, социальной жизнью: идут социальные процессы, неизбежно требующие от их участников проявления самостоятельной позиции, активности, предприимчивости, поиска единомышленников, отстаивания своих прав и т.д.
А поскольку
школа - институт общества, то и в ней идут те же процессы, что и в обществе в целом, следовательно, школе принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности будущего гражданина нашей страны.
Какие же характеристики современной школы способствуют становлению гражданского общества в России, какие, может быть, препятствуют ему - вот предмет нашего обсуждения.
Мы понимаем, что
школа - один из важнейших институтов социализации, который во многом формирует
личность человека, а значит, сильно влияет на будущее страны - тем, что во многом предопределяет деятельность ее граждан, своих выпускников.
Конечно, нести ответственность за социальное развитие личности, то есть за
полную и успешную социализацию ребенка, особенно на первых стадиях его жизни, когда закладываются основные характеристики, в наибольшей степени должна
семья. Но полностью полагаться сегодня только на семейное воспитание нельзя - как потому, что у нынешней семейной педагогики нет устоявшихся соответствующих традиций, так и потому, что в современной социально-экономической ситуации большинство семей в России озабочены, скорее, элементарным выживанием, чем воспитанием детей. Таким образом, вновь многие важнейшие задачи социализации и социального развития личности возлагаются в современном российском обществе на школу.
Точнее, эти задачи существуют как социальный заказ школе, ожидания по отношению к ней. В частности, это касается задач социализации в контексте становления гражданского общества.
К сожалению, в современной школе формирование личности зачастую понимается, скорее, как развитие индивидуальных способностей - интеллектуальных, художественных, спортивных и пр. Однако, развитие способностей - лишь
одностороннее развитие человека, в то время, как речь должна идти о социальном развитии личности в целом.
Действительно, художественно или интеллектуально одаренный ребенок, имеющий достижения в этих областях, может долго оставаться несамостоятельным, безответственным, зависимым человеком, то есть пребывать в
инфантильном, социально незрелом состоянии. Тенденция к
нарастанию социального инфантилизма тревожит психологов и социологов, они связывают с ним такие проблемы, как неудачи дальнейшей взрослой жизни и склонность к девиантному поведению.
Зрелому же гражданскому обществу соответствуют вполне определенные черты личности и социального поведения людей, без которых оно не в состоянии существовать. С этой точки зрения для нас сегодня остро встают вопросы формирования социальной компетентности, самостоятельности, ответственности, автономии, способности к сотрудничеству, взаимному уважению, признанию ценности «другого» и т.д.
Основной целью гражданского воспитания в современной школе должна стать выработка у школьников собственной позиции по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности и законности. Школьники должны научиться, сталкиваясь с проблемами современного общества, применять полученные в школе знания.
Мы понимаем, насколько глубоким и широким является предмет обучения основам демократии. Просто учить подрастающее поколение быть хорошими людьми, которые по-доброму относятся к своей семье и соседям, недостаточно...
В советское время основным заказчиком образования и потребителем образованных кадров было государство, оно же в лице своих министерств определяло формы и содержание учебы как в школе, так и в вузах, распределяло выпускников по отраслям в соответствии со своими, а не их индивидуальными планами. Сегодня таким
«заказчиком» становятся люди, а значит, их
цели и их выбор начинают влиять на деятельность школы, которая теперь ориентируется на удовлетворение ожиданий и потребностей людей. При этом предполагается, что
в этих ожиданиях и потребностях находит свое выражение новый тип социального существования.
Воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей и признания многообразия культур и религий как естественной среды существования, обогащающей представления человека об окружающем мире.
Наша задача - сформировать у школьников активную жизненную позицию. Они должны получить навыки коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.
В свете этого актуальным для школы является разумное соединение и решение
воспитательных и образовательных задач.
В области воспитания: формирование гражданственных отношений и приверженности фундаментальным демократическим и моральным культурным ценностям и принципам, необходимым знающему и ответственному гражданину. Для воспитания гражданина весьма важны нравственные проблемы, такие понятия, как «совесть», «честь», «добро», «зло», «зависть», «жадность»...
В области образования: обеспечение будущих граждан знаниями и навыками в объеме, позволяющем индивиду как осознанно анализировать и влиять на разработку и проведение государственной политики, так и участвовать на добровольной основе в решении вопросов совместно с соседями по дому и в масштабах деревни, поселка, города и, наконец, страны.
Здесь необходимо выделить
два уровня проблем:
общенациональный - воспитание и образование молодого поколения, руководствующегося универсальными демократическими ценностями и способного в ближайшие три-четыре десятилетия укоренить в России нормы и ценности гражданского общества, обеспечить становление правового государства;
•·
более узкий, образовательный - подготовка учащихся, обладающих базовыми знаниями о политическом устройстве общества, своих правах и обязанностях, демонстрирующих терпимость в отношении чужого мнения, иноэтнической культуры, строго следовать Конституции и законам Российской Федерации, активно участвующих в политическом процессе и способствующих признанию ценностей российской демократии за пределами страны.
В значительной мере эти задачи реализуются сегодня в российской школе через различные модели гражданского образования:
•·
институциональную, когда первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. Важными элементами этой модели становятся органы школьного самоуправления;
•·
проектную, которая предполагает разработку и осуществление школьниками социальных проектов, направленных на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определенной социальной проблемы, ее анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе. Примером данной модели является активно реализуемый в нашей области проект «Гражданин»;
•·
предметную, когда акцент делается на передачу подрастающему поколению определенных знаний и развитие гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин в рамках учебных предметов, преимущественно гуманитарной направленности. Эффективность этой модели повышается в случае установления межпредметных связей и координации деятельности преподавателей всех учебных дисциплин.
Современная школа должна
выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.
И поскольку гражданское образование должно способствовать введению школьников в социум, то и
методика обучения должна предусматривать предоставление учащимся возможности принимать участие в обсуждении проблем общественной, культурной, политической и экономической жизни страны.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование
новейших педагогических технологий, обеспечивающих
деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков
как учебных, так и гражданских.
Сегодня крайне важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы, играть разнообразные роли.
Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения.
И, в конечном счете, никакие перемены в школе не имели бы смысла, если бы в результате не происходило
развития детей, приобретения ими не только знаний, но и новых представлений о жизни, механизмов адаптации к ней. Развитие школы - не самоцель. Критерием не формальных, а действительно полезных новаций является «
качество продукта» школы, то есть качество и уровень развития учеников.
Вместе с тем, мы вполне отдаем себе отчет в том, что школа должна быть достаточно
консервативной системой, потому что ее цели
долгосрочны и фундаментальны, она - институт воспроизводства членов общества, готовых к активному, гибкому, адаптивному и продвигающему поведению,
но сама не обязательно должна непрерывно изменяться. Сегодня мы рассматриваем школу именно как один из институтов, приводящих в действие процессы развития всей страны.
Главное, чего она должна достичь в этом направлении, - дать толчок развитию личности у новых поколений россиян или, по крайней мере, не помешать ему, не задавить. Таким образом, российский учитель призван выполнить чрезвычайно высокую, с полным основанием можно сказать - историческую миссию:
преобразовать Россию через своих учеников...